Предложенная университетским преподавателем Дэвидом Роджерсом пятикомпонентная дорожная карта цифровой трансформации в целом похожа на аналогичный пятикомпонентный план, сформулированный практиком корпоративных инноваций P&G Тони Салданой в его книге "
Почему цифровая трансформация не даёт результата".
Этап 1 Сформулируйте общее видениеТрудно спорить с утверждением о том, что для процесса трансформации нужная ясная цель. Это для всех очевидно. Но дальше детали, и именно в них самое важное и интересное. Роджерс предлагает детально рассмотреть ландшафт будущего вашей отрасли, ваши сильные стороны, которые дают право на победу, влияние ваших новаций на мир и анализ бизнес-возможностей, которыми вы можете воспользоваться. Цитата автора:
Первым шагом дорожной карты цифровой трансформации является определение общего видения будущего вашего бизнеса, которое будет вдохновлять, согласовывать и обосновывать необходимость изменений. Каждому бизнесу нужно конкретное видение, описывающее, куда движется ваш мир, какую роль будет играть ваша организация и почему.Этап 2 Выберите приоритеты цифрового развитияОчень часто планы цифрового развития пишутся "от технологий". Дэвид Роджерс предлагает сконцентрироваться на проблемах (существующих у вас и ваших клиентов сейчас) и возможностях (которые открывают цифровые технологии). В книге даны практические рекомендации, как зарываться глубоко в эту проблематику, как находить ценные идеи и как их приоритизировать. Цитата автора:
В слишком многих организациях цифровая трансформация работает в стратегическом вакууме, являясь немногим большим, чем набором отдельных проектов. Этап 3 Правильно экспериментируйтеПо мнению Дэвида Роджерса цифровое будущее невозможно предсказать. Но можно, и нужно, проводить сотни недорогих экспериментов, внимательно анализируя их результаты. Очень интересна идея деления MVP на иллюстративные (на уровне презентации, дизайна, чертежа) и функциональные (способные что-то делать). Автор предлагает собственную методологию "НАВИГАТОР РОДЖЕРСА", с помощью которой можно эффективно оценивать перспективу любой цифровой инициативы в четыре этапа: ПРОБЛЕМА > РЕШЕНИЕ > ПРОДУКТ > БИЗНЕС. Особенно интересен раздел про бизнес-перспективу цифровой инициативы. Важное качество вашей цифровой инициативы - трудность её копирования конкурентами. Мало кому удаётся этого избежать, но всё равно надо пытаться находить и развивать те направления цифрового развития, в которых ваш успех сложно повторить.
Этап 4 Управляйте ростом
Крайне полезный и практичный раздел книги. Автор делит проекты цифрового развития на три типа: просто цифровизация силами IT, проекты смешанных команд, высокорисковые проекты внешних команд. И наглядно показывает, что проекты второго типа (низкий риск, но за периметром основного бизнеса) - самые недооценённые и самые перспективные. Приводится много рекомендаций по управлению, финансированию и обеспечению кадрами проектов цифрового развития разного типа. Огромное количество ошибок и примеров на тему масштабирования цифровых инноваций. Отмечена особая роль цифровых комитетов - специальных управленческих команд, которые управляют ростом проектов цифровых инноваций.
Цитата автора: В большинстве случаев, мы имеем избыток плохо сформулированных идей и недостаток управления, необходимого для их внедрения. Без новых моделей управления для распределения ресурсов и управления новыми цифровыми проектами потенциал роста всегда будет недостаточным.Этап 5 Развивайте цифровую инфраструктуру, культур и талантыВ целом тут много про работу с данными, принятие решений на основе данных, отказ от вертикали, смещение центра принятия решений вниз. Некоторые моменты не представляются реальными в российской практике, особенно в госкомпаниях. Как всегда, рекомендации автора очень практичны. В вопросе культуры это очень важно, поскольку здесь много формалистики и оторванной от жизни фантастики. Дэвид Роджерс на примерах показывает, как надо и как не надо формировать культуры и работать с талантами. Безусловно, кадры в цифровой трансформации - это очень весомый компонент успеха.
Цитата автора: Когда на создание одной вещи уходит 20 месяцев, ваши навыки становятся меньше связаны с инновациями, а больше с управлением бюрократией. Самое сложное не в том, чтобы правильно использовать технологию, а в том, чтобы изменить нашу культуру.