Дэвид Роджерс
Автор: Дэвид Роджерс (David Rogers)
Издательство: Columbia University Press
ISBN: 978-0-231-19658-1
Оригинальное название:
The Digital Transformation Roadmap , сентябрь 2023

Обзор книги "Дорожная карта цифровой трансформации"

Автор обзора:
Олег Сковородников, DT Consulting

Дэвид Роджерс преподаёт в Columbia Business School на программах general eMBA и специальных программах по цифровому развитию и цифровой трансформации. Является одним из ведущих мировых экспертов в этой области. Большая консалтинговая практика в области цифрового развития - работа с топменеджерами и советами директоров крупнейших корпораций . В 2018 году Дэвид написал одну из первых книг про цифровую трансформацию - "The Digital Transformation Playbook: Rethink Your Business for the Digital Age", начав системно изучать сложные процессы изменения бизнеса в эпоху цифровых перемен. Пять лет - хороший срок, чтобы проверить на практике концепции изложенные в первой книге, уточнить акценты, расставить приоритеты. Новая книга начинается с чёткого ответа на вопрос: что такое цифровая трансформация бизнеса? Цитата из книги: Преобразование устоявшегося бизнеса для процветания в мире постоянных цифровых изменений. Американская деловая культура всячески приветствует публичное признание ошибок и провалов. Их особенно много на пути к цифровому лидерству. Книга наполнена большим количеством кейсов компаний (в основном, американских), которые совершили крупные, иногда фатальные ошибки в процессе цифровой трансформации. Понимая, как непросто избежать этих ошибок, Дэвид Роджерс честно предупреждает о том, что "Цифровая трансформация - сложное задача и она особенно сложна для сложных компаний". Далее автор предлагает чёткую пятикомпонентную дорожную карту, применение которой значительно повышает ваши шансы на успешную цифровую трансформацию.
Предложенная университетским преподавателем Дэвидом Роджерсом пятикомпонентная дорожная карта цифровой трансформации в целом похожа на аналогичный пятикомпонентный план, сформулированный практиком корпоративных инноваций P&G Тони Салданой в его книге "Почему цифровая трансформация не даёт результата".

Этап 1 Сформулируйте общее видение
Трудно спорить с утверждением о том, что для процесса трансформации нужная ясная цель. Это для всех очевидно. Но дальше детали, и именно в них самое важное и интересное. Роджерс предлагает детально рассмотреть ландшафт будущего вашей отрасли, ваши сильные стороны, которые дают право на победу, влияние ваших новаций на мир и анализ бизнес-возможностей, которыми вы можете воспользоваться. Цитата автора: Первым шагом дорожной карты цифровой трансформации является определение общего видения будущего вашего бизнеса, которое будет вдохновлять, согласовывать и обосновывать необходимость изменений. Каждому бизнесу нужно конкретное видение, описывающее, куда движется ваш мир, какую роль будет играть ваша организация и почему.

Этап 2 Выберите приоритеты цифрового развития
Очень часто планы цифрового развития пишутся "от технологий". Дэвид Роджерс предлагает сконцентрироваться на проблемах (существующих у вас и ваших клиентов сейчас) и возможностях (которые открывают цифровые технологии). В книге даны практические рекомендации, как зарываться глубоко в эту проблематику, как находить ценные идеи и как их приоритизировать. Цитата автора: В слишком многих организациях цифровая трансформация работает в стратегическом вакууме, являясь немногим большим, чем набором отдельных проектов.

Этап 3 Правильно экспериментируйте
По мнению Дэвида Роджерса цифровое будущее невозможно предсказать. Но можно, и нужно, проводить сотни недорогих экспериментов, внимательно анализируя их результаты. Очень интересна идея деления MVP на иллюстративные (на уровне презентации, дизайна, чертежа) и функциональные (способные что-то делать). Автор предлагает собственную методологию "НАВИГАТОР РОДЖЕРСА", с помощью которой можно эффективно оценивать перспективу любой цифровой инициативы в четыре этапа: ПРОБЛЕМА > РЕШЕНИЕ > ПРОДУКТ > БИЗНЕС. Особенно интересен раздел про бизнес-перспективу цифровой инициативы. Важное качество вашей цифровой инициативы - трудность её копирования конкурентами. Мало кому удаётся этого избежать, но всё равно надо пытаться находить и развивать те направления цифрового развития, в которых ваш успех сложно повторить.

Этап 4 Управляйте ростом
Крайне полезный и практичный раздел книги. Автор делит проекты цифрового развития на три типа: просто цифровизация силами IT, проекты смешанных команд, высокорисковые проекты внешних команд. И наглядно показывает, что проекты второго типа (низкий риск, но за периметром основного бизнеса) - самые недооценённые и самые перспективные. Приводится много рекомендаций по управлению, финансированию и обеспечению кадрами проектов цифрового развития разного типа. Огромное количество ошибок и примеров на тему масштабирования цифровых инноваций. Отмечена особая роль цифровых комитетов - специальных управленческих команд, которые управляют ростом проектов цифровых инноваций. Цитата автора: В большинстве случаев, мы имеем избыток плохо сформулированных идей и недостаток управления, необходимого для их внедрения. Без новых моделей управления для распределения ресурсов и управления новыми цифровыми проектами потенциал роста всегда будет недостаточным.

Этап 5 Развивайте цифровую инфраструктуру, культур и таланты
В целом тут много про работу с данными, принятие решений на основе данных, отказ от вертикали, смещение центра принятия решений вниз. Некоторые моменты не представляются реальными в российской практике, особенно в госкомпаниях. Как всегда, рекомендации автора очень практичны. В вопросе культуры это очень важно, поскольку здесь много формалистики и оторванной от жизни фантастики. Дэвид Роджерс на примерах показывает, как надо и как не надо формировать культуры и работать с талантами. Безусловно, кадры в цифровой трансформации - это очень весомый компонент успеха. Цитата автора: Когда на создание одной вещи уходит 20 месяцев, ваши навыки становятся меньше связаны с инновациями, а больше с управлением бюрократией. Самое сложное не в том, чтобы правильно использовать технологию, а в том, чтобы изменить нашу культуру.
В качестве итога:
Эта самая свежая книга на тему цифровой трансформации, выпущена в конце 23 года. В ней нет уже ставших христоматийными кейсов Uber, Kodak и Nokia, но много других, гораздо более актуальных примеров успешного и неуспешного цифрового развития крупных компаний. Автор предложил интересную методологию цифровой трансформации. Её изучение точно сделает вас успешнее, большинство предложений будут полезны для российских компаний.

Данная книга ещё не опубликована на русском языке. Буду рад совтрудничеству с партнёрами, которым интересно издать эту книгу на русском языке. Перевод у меня уже есть.

Приятного чтения, Олег Сковородников oleg@dtconsulting.ru
Обзоры других книг о цифровой трансформации:
Услуги DT Consulting в области цифровой трансформации
Анализ текущей ситуации
- исследование отраслевого опыта цифровой трансформации
- диагностика цифровой зрелости компании

Цели цифровой трансформации
- разработка стратегий цифровой трансформации

Дорожные карты цифровой трансформации
- разработка дорожных карт цифровой трансформации

Кадры для цифровой трансформации
- стратегическая сессия "Корпоративная стратегия цифровой трансформации"

Управление цифровой трансформацией
- экспертная поддержка на уровне работы в советах директоров

Финансирование цифровой трансформации
- экспертная поддержка в области получения субсидий на проекты цифровой трансформации