Цзен Мин
Автор: Цзен Мин (Zeng Ming )
Издательство: Альпина Паблишер, 2019 год
ISBN: 978-5-9614-2143-9
Оригинальное название:
Smart Business: What Alibaba's Success Reveals about the Future of Strategy, 2018

Обзор книги "Алибаба и умный бизнес будущего"

Автор обзора:
Олег Сковородников, DT Consulting

Цзен Мин больше 12 лет отвечал за стратегическое развитие Alibaba Group. Он написал интересную книгу АЛИБАБА И УМНЫЙ БИЗНЕС БУДУЩЕГО - подробно о своей работе. Книга написана в присущей китайским философам манере повествования с множеством абстракций и мантр. Книга понравилась, напишу отзывы по отдельным её главам.

В первой половине книги главная мантра - машинное обучение. Автор повторяет это словосочетание на каждой странице много раз. Основных имплементаций три:

1. Система рекомендаций товаров. Красные босоножки к красному платью. Здесь нет цифр, чтобы сравнить насколько машинное обучение обгоняет обычный алгоритм. Но по контенту книги понятно, что обгоняет. Они учитывают очень много факторов: если идёт дождь - к красному платью будет рекомендован красный зонтик (если его уже заказали много девушек с профилем, похожим на ваш). Тут нет rocket science, но явно китайцы тут на своих огромных данных натренировались.

2. Сервис по кредитованию микробизнесов. Вот тут респект китайским товарищам. Во-первых, они дали ресурсы миллионам мелких предпринимателей, от которых традиционные банкиры отворачивались. Средний размер кредита менее 1500$. Во-вторых - доля невозврата менее 1%. Кредиты выдаются практически мгновенно и делает это умный робот. Он изучает страницу предпринимателя на Алибабе, движение его товаров, его профайлы в китайских соцсетях и точно решает можно давать деньги, или нет. Ошибается редко. Пришли они к этому по-китайски, через боль, ошибки и огромную китайскую экспериментальную базу. Я начинаю понимать, почему китайцы так любят искусственный интеллект - у них огромное, даже для нас, число повторений разных операций. За счёт масштаба машинное обучение быстро окупается и стимулирует развитие этой технологии.

3. Чат боты (умные конечно). Вроде как не новая тема, но цифры поражают. На их День Холостяка (распродажа, как чёрная пятница в Штатах, только в 10 раз больше) чатбот обслужил 95% лавинообразного трафика покупателей. Это цунами одинаковых вопросов типа: я заказала утюг, когда его привезут? Вообще не понятно до конца, что они сделали с логистикой eCommerce. Их логистика крайне сезонна. Каждый год на день Холостяка очередной рекорд миллионов заказов в минуту и каждый год эту пробку разгребают всё быстрее. Как то научились. Пишут, что везде чатботы и машинное обучение. Приходится верить. Иначе страшно представить, сколько надо телефонистов, чтобы просто коммуницировать с курьерами.

В следующей серии - про китайских топмоделей миллионерш и о том, как Алибаба помогает им стать богатыми, производителям с Алибабы получить заказы на производство текстиля, а китайским модницам - заветные шмотки. Не в теме, как я понял, только авторы дизайна из Франции и Италии.
Продолжение отзыва о книге директора по стратегии Alibaba Group Цзена Мина. В этом посте - о китайской цифровой трансформации fashion индустрии.

Итак, до 2104 года самые богатые модели Китая зарабатывали 150 000$ в год. Производство и маркетинг были традиционными для B2C: дизайн, фабрика, склад, магазин. Всё было примерно как у нас. Дальше китайские модели оказались на редкость предприимчивы, отрыли за 5 лет тысячи собственных брендов одежды и теперь зарабатывают по 150 млн долларов в год, причём их доходы стремительно растут год от года.

Мин достаточно подробно об этом пишет в книге. Если коротко, это работает примерно так: модель учиться в специальном инкубаторе RUHNN (инвестор - Alibaba) и собирает миллионы френдов в китайском инстаграме Weibo. Дальше её работа ездить по бутикам Парижа и Токио, скупать шмотки, мерить и обязательно их постить в Weibo. Дальше специальный сервис выбирает фасоны и цвета, которые получили больше всего лайков и формирует заказ на производство.

Все производители сидят внутри Albaba, они разбиты на огромное количество простых юнитов, каждый из которых выполняет одну операцию, но быстро и качественно. Написана специальная информационная система Layercake для взаимодействия всех участников производства (инвестор Ruhnn). В итоге этот распределённый конвейер умеет шить всё, очень быстро, любыми партиями и дёшево.
За неделю до готовности партии, модель делает объявление и начинает распродажу для своих френдов. Это делается в Taobao, поскольку данный сервис умеет принимать и доставлять заказы в китайском лавинообразном формате. За первой подпиской следует вторая, иногда третья. Дальше новые фотки, новые лайки и новые партии одежды.
Давайте подумаем, кому эта схема выгодна и кому нет. Однозначно это выгодно моделям. Лучшие модели мира зарабатывают в год 20 - 30 млн долларов. А китайские tao-модели - в 5 раз больше. Вторые получатели бонуса это китайские электронные платформы, Alibaba прежде всего. В полном пролёте сразу три индустрии - банкиры (всё под заказ, ничего не надо кредитовать), недвижимость (магазинов и складов нет) и глянцевая реклама. Производство и логистика предельно уберизированы, находятся в полной зависимости от платформ. Нервно ждут, когда их роботы заменят. Пока работают.В следующем посте о том, как теперь понимают в Alibaba понятия маркетинг и стратегия. Если коротко, их больше нет в традиционном понимании. Все ВУЗы мира и все консультанты отстали от Китая. На фото одна из звёзд Ruhnn акселератора. Так выглядят китайские модели - миллионерши.
Финальная часть отзыва о книге директора по стратегии Alibaba Group Цзена Мина. Про маркетинг, стратегию и организацию будущего (естественно, цифрового). Сразу предупреждаю, мнение Мина основано на успехе Алибабы. Оно релевантно огромному дефицитному китайскому рынку, который развивался вместе с Алибабой. Оно для цифровых компаний, которые производят цифровой продукт и оно для компаний, во главе которых такие яркие и смелые люди, как Джек Ма (которым повезло не ошибиться и теперь мы изучаем их кейсы).

Итак, маркетинг В2С. Классика жанра - это изучение потребностей аудитории, разработка продукта, далее реклама продукта для целевой аудитории и дистрибуция через магазины. Мин предлагает забыть эту модель (которой до сих пор учат во всех бизнес-школах). Его версия цифрового маркетинга это С2В. Он говорит - не надо ничего делать на склад, всё только по запросу покупателя. Для получения запроса делается виртуальный прототип и отправляется в соцсети. Дальше умный алгоритм, а не умный маркетолог!!! Изучает комменты, лайки и репосты и говорит, какие виды сачков для бабочек будут иметь спрос. Дальше делается витрина правильных сачков для бабочек, собираются заказы от тех, кто лайкал и цифровая платформа быстро производит, а ecom всё это доставляет. Вы спросите где гарантия, что купят - а она берётся из китайской практики. А практика говорит, что покупают. Покупают по простой причине - товар прилично выглядит на картинке, доставляется очень быстро и стоит реально дёшево. Почему дёшево стоит объяснять не буду - это очевидно из модели.

Идём дальше - стратегия. Тут тоже сплошные сюрпризы. Сразу ломается стереотип о том, что китайские стратегии минимум на 50 лет. А вот нет. В общем про любимые китайские и советские пятилетки предлагается сразу забыть. Цифровое окружение крайне динамично и развивается непредсказуемо. Значит нет смысла писать стратегию (все консультанты сразу в обморок падают). Мин предлагает следующее: вместо стратегии компания, точнее, её яркий лидер, формулирует достаточно абстрактное ВИДЕНИЕ. Это некое широкое направление, куда идёт компания. Её дополняют ценности и миссия, как некие правила для тех, кто в этом пути. Дальше самое интересное. Все планы должны быть гибкими. Нормальная ситуация это постоянная корректировка плана под цифровые изменения. Делают эту корректировку простые сотрудники, на обычных рутинных совещаниях, им сверху не указывают. В общем стратегия формируется сама, она динамична и самонастраиваема. Нет единого генерального штаба, в котором сидят великие стратеги и принимают великие решения.

Ну и естественно, обычная организация в таком бизнес-бардаке работать не может. Здесь снова ломка стереотипов - китайцы вопреки своей культуре почитания боссов и старших, своей тяги к конфуцианскому беспрекословному подчинению, всё это отодвигают в сторону. В Таобао вообще полный управленческий беспредел - у людей вместо имён прозвища героев боевиков с соответствующей преимущественно горизонтальной и сильно неформальной коммуникацией. Как только бизнес растёт - его делят на части, чтобы он не закостенел, оставался молодым и бодрым. Нормальная практика - поменять на время всех топменеджеров друг с другом. И ничего не поломалось! Главное, что требуют от людей - постоянно учиться, быть открытым к новым знаниям и экспериментировать.

Возникает вопрос - откуда деньги на этот прекрасный банкет? Так уж вышло, что расцвет Алибабы совпал с расцветом в целом китайской экономики, китайского экспорта и китайского потребительского бума. Рядом у них Япония. Там закат по всем параметрам, и там Алибаба не полетела. Буду рад обсудить, как саму книгу Мина, так и возможные имплементации его идей в реальные бизнесы (пишите на oleg@dtconsulting.ru). Приятного чтения!
Обзоры других книг о цифровой трансформации:
Услуги DT Consulting в области цифровой трансформации
Анализ текущей ситуации
- исследование отраслевого опыта цифровой трансформации
- диагностика цифровой зрелости компании

Цели цифровой трансформации
- разработка стратегий цифровой трансформации

Дорожные карты цифровой трансформации
- разработка дорожных карт цифровой трансформации

Кадры для цифровой трансформации
- стратегическая сессия "Корпоративная стратегия цифровой трансформации"

Управление цифровой трансформацией
- экспертная поддержка на уровне работы в советах директоров

Финансирование цифровой трансформации
- экспертная поддержка в области получения субсидий на проекты цифровой трансформации